
Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация – разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно упрощенно представить, как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути.
Такой комплекс мер разрабатывается в ДОУ и реализуется специалистами и педагогами через различные виды совместной деятельности с детьми дошкольного возраста: (целевые экскурсии, игры, беседы, встречи с интересными людьми и т. п.).
Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является дополнительное профессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана:
- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.
Цель проекта: выстраивание в образовательном учреждении целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации детей.
Задачи проекта:
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
- систематизировать знания о труде людей в разное время года;
- знакомить с трудом людей рабочих профессий.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
- формировать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Мероприятия по проведению профориентационной работы с участниками образовательного процесса.
Сентябрь
| Разработка плана мероприятий по проведению профориентационной работы с детьми
|
Октябрь
| Экскурсии по детскому саду (знакомство с профессиями плотника, дворника, прачки, повара, и т.д.) |
Ноябрь
| Экскурсии в Пожарную часть и в Центральную детскую библиотеку |
Декабрь
| Экскурсии в банк |
Январь
| Конкурс чтецов «У каждой профессии запах особый…» Встречи с интересным людьми |
Февраль
| Конкурс рисунков «Мой папа на работе» Фотовыставка «Я у папы на работе» Встречи с сотрудниками ГИБДД УМВД России по Рязанской области |
Март
| Конкурс рисунков «Моя мама на работе» Фотовыставка «Я у мамы на работе» Встреча с мамой.
|
Апрель
| Экскурсии в цветочный магазин, в парикмахерскую, в аптеку. |
Май
| Экскурсии в школу
|
В течение года
| Обновление и дополнение сюжетно-ролевых и литературных центров, дидактических игр; беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, фото и видеопрезентаций, фильмов на ООД и в режимных моментах на соответствующую тематику. |
Ресурсное обеспечение проекта
Материально-техническое обеспечение:
· музыкальный зал, групповые комнаты ДОУ;
· мультимедийные средства, компьютеры;
· художественная литература, папки с иллюстрациями и картинами, фото- и видео презентации и фильмы на соответствующую тематику.
Реализация проекта осуществляется с участием СОШ № 43, пожарной частью №2 Октябрьского округа города Рязани, Рязанской областной универсальной научной библиотекой имени Горького, библиотекой-филиалом №10 «Ладушка», УМВД города Рязани, Прио-Внешторгбанком.
Проект реализуется с 1 сентября по 31 мая каждого учебного года.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.